Аннотация: Традиции, которые сопровождают человечество на протяжении всей его истории, являются основой культуры развития видов монументального искусства, формируя преемственность поколений, памяти и традиций храмовой архитектуры Крыма. На сегодняшний день представляет интерес тема изучения религиозной монументальной росписи. Объектом исследования является религиозное монументально-декоративное искусство Крыма; предметом — особенности современного религиозного письма в Кафедральном соборе Александра Невского в Симферополе и Владимирском кафедральном соборе в Херсонесе. Цель статьи — определить современную художественно-эстетическую форму росписи храмов выполненную специалистами монументального, декоративного искусства, владение своеобразными языками творческого переосмысления духовной целостности.
ВИЗАНТИЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА VI - XII ВВ.
Первые русские храмы строились византийскими архитекторами или по византийским образцам. Уже при князе Владимире в Киеве появляются первые крестово-купольные храмы, в том числе знаменитая церковь Богородицы, получившая название Десятинной — по той причине, что на ее поддержание Владимир выделил десятую часть своей казны. Однако расцвет церковного зодчества наступает при Ярославе Мудром, когда в крупных городах Киевской Руси возникают величественные крестово-купольные храмы: Софийский собор в Киеве — , Софийские соборы в Новгороде — и Полоцке сер. Киевский Софийский собор является шедевром византийского и древнерусского зодчества. Построенный константинопольскими зодчими при участии киевских мастеров, он не имеет прямых аналогов в византийской архитектуре. Собор представляет собой крестово-купольный храм с тринадцатью главами; внутреннее пространство храма разделено на 5 нефов с 5 апсидами.
При постройке христианского храма архитекторы и иконописцы призваны работать над созданием его образа, архитектурного и живописного, который выявлял бы представление своего времени о церкви и ее богослужении: о месте и содержании служения клириков и мирян, о характере церковного общения, о смысле и форме богослужения. Церковное искусство составляет, как писал прот. Сергий Булгаков , часть предания, не центральную, но неотъемлемую и значимую для совершения богослужения и участия в нем. Росписи и иконы представляют собой не просто декорацию, а входят в богослужение и должны служить для организации литургического пространства храма. Понятие «организация пространства» ввел о. Затем это понятие из рукописи лекций переходит в работу «Анализ пространственности художественно-изобразительных произведений».
Древняя Русь после крещения стала не только идейным и политическим союзником Византии — вместе с религией государство переняло и христианскую культуру. Поэтому и архитектурные формы для первых русских храмов заимствовали у византийцев. Изначально в Византии строили храмы на античный манер базилики. В плане они представляют собой крест, как главный символ христианства, с мощным куполом или посводной кровлей в центре и апсидами полукруглыми пристройками с алтарём. Самый яркий пример такого стиля — собор Святой Софии в Стамбуле. Он стал образцовым храмом архитектуры Византийской империи.
Похожие статьи
- Интерьеры деревянного дома в классическом стиле фото - Интерьер деревянного дома. 50 разнообразных и
- Пирог с вареньем и тертым тестом в духовке рецепт
- Как сделать шумоизоляцию автомобиля своими руками фото
- Красивая вышивка крестом картинки - Вышивание крестиком - схемы вышивки для начинающих, картинки